по популярности / по алфавиту

эксперт
Сергей Муравьев:

Сергей Муравьев: Во что верят физики?

«Путешествие в прошлое науки необходимо, чтобы понять, из чего на самом деле состоит известная нам физика»

подробнее

КАК ЗАЩИТИТЬ АВТО ОТ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА?

ПЛАНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕТЕРОСТРУКТУРНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

РОССИЯ - ИТЭР / Шаг в энергетику будущего

ЯДЕРНАЯ ЭПОХА ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКА

МИКРОЭЛЕКТРОНИКА В АГРЕССИВНЫХ СРЕДАХ

Взгляд комиксиста может подтолкнуть ученых к открытию

Взгляд комиксиста может подтолкнуть ученых к открытию

Автор:

Фото: Misha Zaslavskiy

Дата : 13.07.2017 0:10

Взрослые и увлекательные комиксы будут следовать за главными событиями науки и дополнят картину мира для интеллектуалов

Комикс как искусство и средство передачи сложных идей постепенно получает признание среди научного сообщества и специалистов в сфере образования. Non-fiction и образовательные комиксы занимают уже по нескольку полок в московских специализированных магазинах, а среди названий попадаются «Занимательная квантовая механика. Манга», «Эволюционная биология», «Матан» и даже «Капитал» Маркса в комиксах». Художники и популяризаторы науки заговорили языком, понятным даже детям, недаром в манге о квантовой механике автор обещает читателю любого возраста, что тот научится самостоятельно выводить простейшее волновое уравнение.

Портал «Реактор» поддерживает авторов научных и образовательных комиксов и начинает выпуск тематической серии, посвященной самым громким научным открытиям 2017 года. Впереди шесть полноценных выпусков и несколько веб-стрипов. Куратором и вдохновителем проекта стал художник, сценарист и большой знаток культуры комиксов Миша Заславский. Он рассказал, чем комиксы могут помочь ученым и почему в мире рисованных историй есть место большим открытиям.

Как будет называться проект и в чем его суть?

— Наш совместный проект с порталом reactor.space, посвященный новостям науки и научной фантастике, будет называться «Реагенератор» или «РеаГен». Кроме интересной истории, которую мы расскажем, это попытка создать пространство коммуникации ученых и авторов, художников комиксов. Мы хотим не только поддержать энтузиастов и показать интеллектуальный потенциал комикса как части мировой культуры. Люди науки и искусства, в нашем случае комикс-культуры, больше не будут существовать в параллельных вселенных: мы будем обмениваться информацией, создавать что-то общее.

Сколько художников будет работать над комиксами?

— Сейчас мы активно занимаемся разработкой синопсиса и концепции. Вырисовывается комплексная работа, в которой для каждой истории нужно будет найти свой визуальный язык. Скорее всего, будет основной художник, который проработает какие-то базовые элементы и образы. Я вместе с авторами буду работать над сценариями. И вероятно, человек 10 художников будут работать над разными блоками. Так, под одной обложкой соберется несколько авторов. Комиксы получатся разными, но объединять их будут главные герои, которых мы придумали для динамики, чтобы читать всю серию было интереснее.

Какими будут эти главные герои?

— Их будет двое. Машина Реагенератор и профессор, который с ней работает. По задумке, профессор загружает в машину информацию о том или ином явлении, машина, подключенная к сети, собирает сведения об этом явлении и обрабатывает их. Так читатель узнает главные детали новости или явления. Машина генерирует версии, ищет ответы на вопросы, решает научные загадки. В реальности такой машины, конечно, не существует. Но сама идея и практический смысл выдуманной нами машины в том, что эти случайные, вроде бы, версии дают новый, порой парадоксальный, взгляд на научное явление. Это даже может помочь ученым взглянуть на явление по-новому. Порой ведь фантастика предсказывает будущие открытия. Парадоксальный взгляд комиксиста может подтолкнуть исследователей к открытию.

Так это будут комиксы для ученых?

— Мы будем стараться работать для самой широкой аудитории. С таким расчетом, чтобы было интересно всем, кому хочется узнать что-то новое. Мы хотим сделать так, чтобы было интересно более взрослым и молодым людям, всем, кто работает в науке, и кто просто любознателен.

Обложка польского издания российского комикса по роману » Мастер и Маргарита»

Есть ли какие-то аналоги у этой работы? На что вы равняетесь в процессе подготовки проекта?

— Очень давно в мои руки попала книга Джирла Уокера «Физический фейерверк», одним из элементов оформления которой были стрипы о первобытных людях, которые наблюдали какие-то физические явления и рассуждали о них совершенно неожиданно. Вот этот парадоксальный взгляд, как я и говорил, хочется привнести в наш проект. В некотором роде мы будем работать в том же направлении, что и телепередачи «Галилео» или «Этот фантастический мир», но это очень далекие примеры, а среди отечественных комиксов, тем более предназначенных взрослой аудитории, я не могу назвать аналогов.

Никто в России больше не делает научных или образовательных комиксов?

— Издательства сейчас активно разрабатывают образовательную нишу. Так, «Бумкнига» в свое время взялась создавать серьезные и сложные комиксы. Они также издавали переводные графические романы, которые получили большой резонанс в мировой культуре, многие из них — биографии. Буквально недавно большое издательство «МИФ», специализирующиеся на детской литературе, открыло комикс-направление. Сначала они публиковали некоторые развлекательные комиксы, сейчас у них вышли биографии Ван Гога, Агаты Кристи, а также «История велосипеда». Случались и отдельные проекты, но пока, конечно, их не так много. Например, Анна Воронкова создала проект «Живой язык». Она вместе с учениками работает с носителями языков финно-угорской группы и создает комиксы о своей работе.

Российский комикс по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

А насколько вообще приспособлен комикс для того, чтобы служить науке?

Важно понимать, что существует тип информации, который можно передать только текстом, другую информацию лучше подать в виде изображения, а иногда лучше сочетать текст и наглядность. Например, в истории можно читать очень много описаний, но чтобы реконструировать и получить общее представление об эпохе, нужны картинки. С их помощью можно показать, как люди одевались, какими были типажи того времени, как были устроены крепости и другие сооружения. И в естественных науках есть вещи, которые можно и нужно подавать в виде иллюстраций, а не только описаний. Комикс же — как раз синтетический жанр, который объединяет текст и картинку. Главное — понять, что лучше передать словами, а что — изображением. Американский ученый Ник Саусанис написал диссертацию о комиксах, которую оформил в виде книги комиксов. Это было естественное решение, потому что так он смог наглядно продемонстрировать, как работают те или иные элементы, о которых он говорил. Саусанис защитил эту диссертацию в Колумбийском университете. Пионером же подобного исследования был Скотт Макклауд. Он написал классическую книгу «Понимание комикса», которая стала настольной для любого человека, интересующегося вопросом.

Unflattening, Nick Sousanis
Unflattening, Nick Sousanis
Unflattening, Nick Sousanis
Unflattening, Nick Sousanis
Unflattening, Nick Sousanis

Почему читатели чаще выбирают развлекательные комиксы?

— Комикс сформировался и наибольшее развитие получил как жанр массовой культуры, ориентированный на самую широкую аудиторию. В любом искусстве очень много того, что называют попсой. Но это не отменяет возможности работать с серьезными и сложными темами. В московском магазине комиксов «Чук и Гик» в топе продаж традиционно держатся истории о Бэтмене, Супермене, Человеке-Пауке, но также в десятку самых популярных комиксов часто попадают сложные графические романы вроде автобиографического «Персеполиса» Маржан Сатрапи. В России, начиная с 2010 года, начался своего рода массовый подъем изданий комиксов. В основном, правда, переводных, но все равно подъем. И сложные комиксы постепенно обретают свою аудиторию, которая научилась их читать.

Разве читать комиксы сложно?

— Комиксы не так просты, как может показаться. Главное в комиксе — сочетание текстов и картинок, между которыми автору нужно суметь распределить роли. Швейцарский учитель Рудольф Тепфер, которого часто называют одним из основателей комиксов в их современной форме, содержал пансион, в котором обучал детей, рисовал рассказы в картинках ради развлечения, но потом почувствовал, что у этого есть большое будущее, и в 1837 году сделал следующее определение: «Уберите текст, и эти картинки потеряют очень много смысла, уберите картинки — и текст утратит какой-либо смысл». Это все равно, что два рассказчика: они могут говорить сыграно, а могут перебивать друг друга. Читателю одновременно дают вербальную и визуальную информацию, а они, как известно, поступают в разные полушария мозга. И нужно проделать определенную работу, чтобы научиться читать комиксы. У детей обмен информацией между полушариями лучше, поэтому молодежь так любит комиксы. Взрослым, у которых не сформировалась привычка к восприятию комиксового языка, бывает нелегко их освоить. Я знал русского профессора, который свободно говорил по-английски, преподавал в американских учебных заведения, но при этом не мог понять смысл простейших комиксов-анекдотов, которые печатались в газете. Он просил расшифровать их ему, чтобы он понял, над чем смеяться. И это нормально. Но сейчас уже можно говорить, что в России появились читатели, которые научились и привыкли воспринимать комиксы.

А когда вы сами увлеклись комиксами, научились их читать и рисовать?

— Комиксами я увлекся в 10 лет и сразу же навсегда. Это был сентябрь 1979 года. Мне попался в руки журнал «Наука и жизнь», в нем цветными вкладками несколько раз в год печатались комиксы. Журнал сотрудничал с французским изданием «Пиф» и перепечатывал их комиксы. Именно французский комикс «Детектив Людовик» произвел на меня первое большое впечатление. Это был комикс-загадка, в пяти-шести кадрах рассказывалась детективная история, и читатель должен был догадаться, что происходит. С тех пор я увлекся, стал собирать комиксы и сам начал пытаться их рисовать. Я учился в художественной школе, потом окончил худграф МПГУ в Москве. В 80-х познакомился с другими ребятами, которые интересовались комиксами. Так возник московский комикс-клуб «Ком». В 90-е я работал художником в газете и начал рисовать комиксы профессионально. Тогда в России это направление не было развито. Образовательная информация о комиксах в хорошем качестве стала доступна только в нулевых годах, а до этого приходилось догадываться, находить что-то случайно, выхватывать знания урывками и получать из практики. Теперь я руковожу студией, которая специализируется на создании комиксов.

 

Справка РЕАКТОРА

Михаил Георгиевич Заславский (Миша Заславский) — сценарист, редактор, дизайнер. Руководитель студии, которая создает комиксы для различных издательство, агентств и b2-проектов. В 2003—2010 годах работал главным редактором многотиражного журнала комиксов «Ну, погоди!» и молодёжных комикс-проектов ИД «Эдванс-пресс». Участвовал в подготовке русских изданий Уилла Айснера, Уго Пратта, «Син-сити», «Хеллбоя», «Гарфилда», зарубежных изданий российских комиксов.

Понравилась заметка? Поделитесь —

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войти с помощью: