по популярности / по алфавиту

эксперт
Сергей Муравьев:

Сергей Муравьев: Во что верят физики?

«Путешествие в прошлое науки необходимо, чтобы понять, из чего на самом деле состоит известная нам физика»

подробнее

Проект ИТЭР

Лазерная физика будущего

Безопасность АЭС: Чем заменить цирконий?

"МАГИЧЕСКИЕ ПУЛИ" ДЛЯ ТЕРАПИИ РАКА

Что такое солитон? / Как разгадать цунами

Студенческое путешествие в Арктику / Экспедиция Картеш

Мозг джазменов и классических музыкантов устроен по-разному

Мозг джазменов и классических музыкантов устроен по-разному

Автор:

Фото: wikipedia

Дата : 24.01.2018 11:30

Различные музыкальные направления задействуют отдельные структуры мозга

Ученые из Института исследований мозга Макса Планка (Германия) обнаружили, что выбор стиля, в котором творит музыкант объясняется его неврологическими особенностями. У джазовых и классических пианистов мыслительные процессы протекают по-разному, даже если они исполняют одну и ту же музыку.

Исследование показало, что за интерпретацию классической пьесы и джазовую импровизацию отвечают различные участки мозга, пояснила Даниела Саммлер, нейробиолог из Института Макса Планка. Поэтому классическому музыканту сложно перейти к джазу и наоборот. Существенное различие заключается, например, в планировании движений во время игры на фортепиано. В принципе, музыкант, независимо от стиля, прежде всего должен знать, что он играет (какие клавиши необходимо нажимать), и затем — как он будет это играть (какие пальцы задействовать). Классический пианист сосредоточен именно на «как». Он нацелен на техническую безупречность в сочетании с эмоциональной выразительностью, поэтому решающее значение для него имеет выбор аппликатуры — последовательности, в которой задействуются пальцы во время игры. Джазмен сосредоточен на том, что он играет, то есть, готов импровизировать и адаптировать свою игру, варьировать аппликатуру, в зависимости от гармонии.

В исследовании участвовали 30 музыкантов, не менее двух лет профессионально занимающихся джазом или классической музыкой. Сигналы их мозга регистрировались с помощью датчиков электроэнцефалографа. Один из авторов исследования, Роберта Бьянко, рассказывает, что в момент, когда джазовому пианисту предложили сыграть неожиданный аккорд, его мозг начал формировать новый сюжет произведения значительно раньше, чем мозг классического пианиста. В то же время, классический пианист легче исполнял наиболее сложные произведения «с листа», его мозг проявлял больше внимания к аппликатуре, поэтому музыкант делал меньше ошибок.

Интересно, что те же самые всплески мозговой активности наблюдались у музыкантов не только когда они сами исполняли произведение, но и когда они наблюдали на экране с выключенным звуком за движением рук пианиста.

Ученые считают, что изучение «тонких настроек мозга» помогает понять, какие механизмы отвечают за выбор своего пути в творчестве, а какие универсальны для творческого процесса, являются «общим знаменателем» для творческих личностей.

В исследовании принимали участие ученые из Университета Западного Сиднея (Австралия), Университетского колледжа Лондона. Итоги исследования опубликованы в научном издании Neuroimage.

Понравилась заметка? Поделитесь —

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войти с помощью: