по популярности / по алфавиту

эксперт
Научные и НФ-комиксы на Реакторе

Михаил Заславский: Парадоксальный взгляд комиксиста может подтолкнуть ученых к открытию

«Взрослые и увлекательные комиксы будут следовать за главными событиями науки и дополнят картину мира для интеллектуалов»

подробнее

ЗВЁЗДНЫЙ ВЕТЕР / За сценой

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕМНОЙ МАТЕРИИ / Полная загрузка

СЕКРЕТНАЯ ГИДРОДИНАМИКА / погружение в тему

БОЛЬШОЙ БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ / Ответы на вопросы читателей портала reactor.space

БОЛЬШОЙ БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ / Как компьютеры видят мир

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕМНОЙ МАТЕРИИ / Часть вторая

Музыкальные инструменты каменного века

Музыкальные инструменты каменного века

Автор:

Фото: nsu.ru

Дата : 04.04.2017 19:22

Мы мало знаем о музыкальной составляющей жизни древних людей, так как до нас не дошли ноты или записи исполнений. Были ли музыкальные инструменты у людей каменного века? Что они из себя представляли? Новосибирские археологи проанализировали и систематизировали артефакты, хранящиеся в фондах музеев России, Украины, Италии, Германии, и ответили на эти вопросы в монографии «Формы знакового поведения в палеолите: музыкальная деятельность и фоноинструменты».

На сегодняшний день археологам известны более 250 находок, сделанных в Евразии, которые можно классифицировать как фоноинструменты, то есть предметы, с помощью которых извлекали звуки: ритмические или мелодические. Первые находки музыкальных инструментов относятся к ранней стадии палеолита (50–40 тысяч лет назад). Считается, что они принадлежат человеку современного типа (Homo sapiens sapiens). В основном найденные артефакты — это флейты, свистки, ударные, трещотки и т.д. Большая часть из них сделаны из кости. Каменные артефакты, по которым с уверенностью можно бы было сказать, что они использовались в качестве музыкальных инструментов, из палеолита до нас практически не дошли.

Флейта из лучевой кости лебедя (ориньяк; Гейсенклёстерле, Германия): 1 — до реставрации; 2 — реплика. Фото вверху: Münzel, Seeberger, Hein, 2002, fig. 5а. Фото внизу: Дарья Кожевникова.

В материалах позднепалеолитических памятников Франции обнаружено большое количество костяных предметов, которые, вероятно, были прообразами духовых музыкальных инструментов. Хорошо известна гуделка из Ла-Рош-де-Бироль, вырезанная из оленьего рога и покрытая красной охрой. Существуют предположения, что этот артефакт мог быть использован и в других целях, например, в качестве крупной подвески. Однако, как показал эксперимент со специально изготовленной копией артефакта, он очень эффективен в качестве гуделки. Интересно, что согласно исследованиям, находка из Ла-Рош-де-Бироль звучит особенно впечатляюще при вращении в пещере.

На территории России, по сравнению в Европой, найдено очень мало фоноинструментов каменного века. Одна из причин этого, по мнению соавтора монографии, кандидата исторических наук Дарьи Кожевниковой, подход к интерпретации находок: «Ранее считалось, что использование музыкальных инструментов в палеолите, вообще наличие музыки у людей каменного века, маловероятно. Предположения, что артефакт мог использоваться в качестве фоноинструмента, делаются редко и соответственно редко проверяются. Думаю, именно поэтому соответствующей информации о находках в России и на территории бывшего СССР мало — в основном, они известны на территории Украины и в Забайкалье».

Фрагмент флейты из трубчатой кости птицы (Хотык, Забайкалье): 1 а, б, в — риски, сделанные в ходе изготовления отверстия на инструменте; 2 а — естественная поверхность кости; 2 б — зона заполировки. Фото Павел Волков / НГУ.

При раскопках археологического памятника Хотык в Забайкалье, в культурном слое, предполагаемый возраст которого 30–38 тысяч лет, заведующая лабораторией мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии Новосибирского государственного университета Людмила Лбова обнаружила предмет, который можно считать фрагментом свистковой флейты. Он выглядит как обломок трубчатой кости с четким прямоугольным отверстием.

Ученые изучили следы, оставшиеся на поверхности предмета от различных воздействий, и выяснили, что находка является фрагментом более крупного изделия. Вероятно, отверстия делались в несколько этапов и разными инструментами. Кроме того, могла даже производиться предварительная разметка кости. Следы заполировки — заглаженности, которая образуется от продолжительного взаимодействия кости с мягким органическим материалом — могли образоваться в результате длительного контакта с кожей рук человека. Все это позволило исследователям предположить, что они имеют дело с фрагментом флейты.

Изделие из трубчатой кости с технологическими нарезками на торцах по всей длине окружности из комплекса Каменка-А (Забайкалье). Фото: Павел Волков / НГУ.

На другом забайкальском памятнике Каменка-А были обнаружены находки, которые можно интерпретировать как свистки. Это маленькие костяные трубочки (пронизки) без дополнительных отверстий. Они могли нашиваться на одежду или использоваться в виде бусин. Однако трасологический анализ, выявивший наличие контакта с мягким органическим материалом (возможно, губами), дает основания предположить, что эти предметы могли использоваться в качестве духовых инструментов. Обнаруженные следы заполировки на определенных частях наводят на мысль, что перед нами мундштук, составная часть флейты, либо маленькие свистки, которые могли использоваться в качестве охотничьих манков.

Важным памятником для изучения фоноинструментов этого периода является Мезинская палеолитическая стоянка в Украине. На ней археологи обнаружили покрытые красной охрой кости мамонта: лопатку, бедренную кость, часть таза, две нижние челюсти, обломок черепа, а также орнаментированный браслет из костяных пластинок, колотушку из бивня мамонта и молоток из рога оленя. В конце 1970-х археолог, член-корреспондент АН УСССР Сергей Бибиков предположил, что костяной комплекс — это ударные музыкальные инструменты. Проведенный трасологический анализ показал, что они вполне могли предназначаться для воспроизведения ударно-шумовых и ритмичных звуков.

Дарья Кожевникова. Фото: nsu.ru.

В 2012 году группа новосибирских археологов выяснила, в каком положении лучше устанавливать эти кости, как держать, по каким частям стучать, чтобы они выдавали яркий и четкий звук. Эта работа позволила ученым убедиться, что перед ними музыкальные комплекс, состоящий из стационарных музыкальных инструментов (лопатку, бедра, таза, двух челюстей и фрагмента черепа мамонта) и подвижного, мобильного звукового инструментария (колотушки, молотков, «шумящего» браслета).

Впрочем, нельзя считать обнаруженные в верхнем палеолите фоноинструменты самыми первыми музыкальными инструментами человека, ведь могли существовать и музыкальные инструменты из быстроразлагающихся материалов: дерева, травы, кожи. Это соответствует инструментам в современных этнографических сообществах.

Понравилась заметка? Поделитесь —

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войти с помощью: