по популярности / по алфавиту

эксперт

Космонавт Юрий Усачев:

«У нас пока нет весомой причины лететь на Марс»

подробнее

37 фантастических картин: грезы поп-культуры о космической эре

Автор:

Фото: gizmodo.com

Дата: 20 апреля 2017 14:58

Недавно опубликованная на gizmodo.com коллекция ретрофутуристических рисунков вызывает только положительные эмоции

Западная культура мечтает о космосе со времен Плутарха, который впервые описал Луну и фантазировал о возможности жизни за пределами Земли. У сатирика Лукиана тяговой силой первого космического корабля был смерч, унесший путешественника на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Неистовый Роланд Ариосто путешествовал на четверке лошадей за пределы Земли, космонавт Кеплера в 1609 году просто запряг для первого полета демонов. Даже идея ракетоносителя, который мог бы вывести человека за привычные пределы принадлежит не ученому, а поэту и культурному герою  Сирано де Бержераку.

К началу двадцатого века накопилась критическая масса фантазий и остроумных идей, вдохновивших целую отрасль на производство потрясающих концептов. С начала века на читателей, среди которых наверняка были будущие ученые и космонавты, обрушилось дионисийство  ярких, сексуальных, будоражащих чувства и желания образов космических аппаратов, искусственных спутников и фантастических тварей.

Это была новая магия, каждое заклинание которой должно было помочь продажам книг и комиксов, а заодно изменить весь этот мир от Хельсинки до Альдебарана.

В отличие от рафинированных советских картин и плакатов, европейские и американские авторы визуализировали не научно-идеологические концепции, а хаос будущего и новую телесность, создавали агрегаты и технические новинки вне очевидного прагматического контекста.

Эти упражнения в дизайне будущего до сих выглядят свежо и заставляют задержать взгляд подольше. Те старые обложки и плакаты выглядят едва ли не главным аргументом против декадентов, грезящих радиоактивной пустыней будущего. Они – победа жизни над утонченными эстетико-философскими концепциями «Матрицы» с ее радикальным датизмом.

Просмотр 37 фантастических поп-утопий можно считать подлинным бегством из реальности, полной постмодернизма, тотальной оцифровки и клаустрофобной жизни в колыбели околоплодных вод и проводов мира братьев/сестер Вачовски.

Эти 15 минут свободы, сходной с той, которую обретает археолог, наткнувшийся на палеолитическую наскальную живопись, — подарок уставшим от цифр глазам.

Понравилась заметка? Поделитесь —